ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Но вернемся к местности, на которой стоит Краматорск. По утверждению современников, в начале 60-х гг. XIX века Харьковская губерния имела “печальное экономическое состояние”. В огромном крае существовала невероятная проблема с дорогами: они были плохими летом и совершенно ненадежными зимой. Как следствие, губерния не имела доступа к морским портам и прочных связей с российским внутренним рынком, что заметно сказывалось на уровне развития здешней экономики. В 1865 году в Харьковской губернии состоялось открытие земских учреждений. На первом же губернском собрании земство назвало вопрос о дороге актуальным и поспешило обратиться к правительству с просьбой о начале строительства железной дороги, которая обеспечила бы Харьковской губернии выход не только к центру России, но и к Азовскому морю. Только настойчивость да, вероятно, счастливая звезда помогли земству добиться в конце концов своего.
8 февраля 1865 года (ст. ст.) в Харьков поступило долгожданное известие: выданная неизвестной компании “предварительная концессия” на строительство железной дороги была, наконец, удостоена Высочайшего утверждения, и учредители якобы приступили к собиранию капитала.
В марте 1865 года граф Баранов, князь Кочубей и генерал-майор Марченко обратились к правительству с предложением: они соберут деньги и проложат железную дорогу, которая соединит города Орел, Курск, Харьков, Таганрог и Ростов-на-Дону. Прошел год. 19 февраля 1866 года царь подписал решение, коим гарантировалось поощрение частных компаний, берущихся строить рельсовые заводы на Юге России. При этом он разрешил графу Баранову постройку железной дороги от Курска до городов Приазовья. Решение царя не прошло мимо внимания предприимчивых людей. Имеются сведения, что продолжить постройку железной дороги на юг вызвались тогда Товарищество Казакова и Губонина, а также известный рязанский купец Самуил Соломонович Поляков.
В начале 1867 года правительство получило предложение С.Полякова предоставить ему права на строительство железной дороги - от Курска до Харькова и далее к Азовскому морю - общей протяженностью 554 версты. Предприниматель обещал построить вблизи каменноугольных копей Донецкого бассейна рельсовый завод с годовым выпуском 500000 пудов готовых изделий, не требуя для этой цели от правительства дополнительного субсидирования, а лишь рассчитывая на безвозмездную уступку необходимого земельного участка.
Только спустя год - 1 марта 1868 года - император утвердил договор с С.Поляковым на сооружение двух линий: Курско-Харьковской и Харьково-Азовской. А завод действительно был построен. Правда, не за деньги акционерного общества во главе с Поляковым. Первый металлургический завод в Донецком бассейне построил английский техник Джон Юз, которому Поляков передал отведенные ему для сооружения завода 500 десятин казенной земли. Впоследствии рядом с заводом появился поселок Юзовка, положивший начало будущему городу Донецку.
В хронике событий, нашедших отражение в газете “Харьковские ведомости”, к сожалению отсутствуют какие-либо упоминания о строительстве дороги на участке в районе Славянска, в частности, у будущей полустанции Краматорская — последнего полустанка в пределах Харьковской губернии по пути на юг (граница с Екатеринославской губернией тогда проходила в версте южнее пос.Малотарановка).
Официальное открытие работ по строительству Курско-Харьково-Азовской железной дороги последовало 5 мая 1868 года. На огромном расстоянии протяженностью более чем в 700 верст скопилось почти 17000 рабочих. Чтобы неизбежные в таких случаях болезни или эпидемии не застигли эту массу людей врасплох и не сделали их беззащитными перед ними, за месяц на участке дороги между Курском и с.Барвенково были открыты 3 медицинских участка с 10 госпиталями.
1868 год близился к концу. В истории Харьковской губернии и всего Донбасса он занял особое место. С ним связано начало грандиозного по тем временам строительства Курско-Харьково-Азовской железной дороги - события, значение которого для развития края сравнимо разве что с его заселением в XVII - XVIII вв. 17 мая на строящейся дороге рельсы были уложены до Харькова, а уже 22-го в город прибыл первый поезд, составленный из 5 вагонов и локомотива.
На экстренном поезде из Курска в Харьков прибыли тогда начальник Курской губернии, “учредитель дороги” Поляков, инспектора от правительства, главный инженер Данилов, рядовые инженеры и строители дороги, несколько частных лиц. По случаю события, вылившегося в настоящий праздник, С.Поляков устроил завтрак, в продолжение которого говорились заздравные тосты, звучали крики “Ура!”. Кстати, первый поезд в Харькове появился раньше, чем попал туда первый велосипед. 29 мая “Харьковские ведомости” сообщили, что “в магазин г.Жоржа (на Московской) получены первые в Харькове самокаты (велосипеды)”. В этом не было ничего удивительного: предприимчивость въехала в город на паровой тяге, а не вращая педали.
Укладка рельсов на Азовском участке железнодорожной линии - от Харькова и дальше, на юг, - началась в конце июля. Рельсовый путь достиг Славянска в начале осени, где-то 6-го сентября. Если это было так на самом деле, то 9-10 сентября укладка рельсов производилась, вероятно, непосредственно на территории нынешнего Краматорска.
... Вечер 16 ноября 1869 г. наступил неожиданно быстро, и в небе над селом Белянское замерцали яркие звезды. В Архидиаконо-Стефановской церкви потрескивали горевшие свечи - здесь близилась к концу воскресная вечерня. Негромкий голос отца Дмитрия терялся где-то в сводах храма, так что до Ивана Чернявского, стоявшего ближе всех к выходу, доносились лишь отдельные слова молитвы, которую читал священник. В тот момент, когда батюшка умолк, Ивану почудился вначале неясный, а затем все усиливающийся, но по-прежнему далекий шум. Он затаил дыхание, прислушался и тут же, не узнавая собственный голос, придушено воскликнул: “Бiжить!». Вскоре уже весь приход высыпал на старую площадь перед церковью.
Люди замерли будто в ожидании чуда. А тем временем шум нарастал, становился отчетливее, и вот, наконец, из сумерек показался чмыхающий клубами дыма поезд. Черные силуэты локомотива и нескольких вагонов с тускло подсвеченными окнами пронеслись в направлении Славянска и, словно наваждение, растворились в вечерней мгле. Толпа людей разноголосо загалдела. Женщины и старухи мелко стали креститься. Откуда было им знать, что в поезде тогда мимо них проехал родной брат самого царя. Утром следующего дня “Харьковские ведомости” сообщили о благополучном прибытии из Ростова-на-Дону в Харьков Их Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича, супруги его Великой княгини Ольги и их Августейших детей. Семейство сопровождала небольшая свита: гофмейстер, директор походной канцелярии, адъютант, лейб-медик и воспитатель великокняжеских чад. Знать, уже в ноябре готова была железная дорога, коль отважился Поляков отправить по ней Их Высочества ...
Итак, 23 декабря 1869 г. состоялось официальное открытие движения поездов на всем протяжении Курско-Харьково-Азовской железной дороги. “Харьковские ведомости” с гордостью сообщали: “Таким образом, сооружение азовской дороги, начатое в марте прошлого года, окончено менее чем в два года, - быстрота, с которой еще не была построена ни одна дорога в России”. Дорога была одноколейной, и встречным поездам, чтобы не столкнуться, нужно было где-то разминуться. Один из таких разъездов устроили в Краматорской. Расположили его в версте севернее села Белянское, как раз напротив сельца Петровское.
Отправной точкой отсчета в летоисчислении Краматорска традиционно считался 1868 год. Утверждалось, что именно в тот год была построена станция Краматорская Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Согласно указателям, до 1874 года Краматорской в перечне станций Азовской дороги нет и в помине. Лишь позже автору удалось обнаружить название “Краматорская” в губернском издании “Харьковский календарь на 1873 год. Однако выяснилось, что пассажирские поезда на нашей станции тогда не останавливались. На это указывало отсутствие в справочнике стоимости билета на поезда до Краматорской в вагоны 1, 2 и 3 классов. Никаких изменений на сей счет не содержат и указатели на 1875-1876 гг. Располагая результатами геологических изысканий на местности, где предполагалась прокладка рельсового пути, правление Общества Донецкой дороги пришло к выводу, что участок железнодорожной ветки со станцией Дебальцево на одном ее конце целесообразно завершить станцией Краматорская - на другом.