Впервые приобщить наш провинциальный люд к европейским стандартам попытались в 1896 году. Иностранцы тогда явились в Краматорскую с мирными целями и явным намерением созидать: их задача была строить завод. Процесс приобщения при этом осуществлялся и прямым, и опосредованным способом. Прямым - потому что иноземцы прибыли и поселились здесь, не забыв дома привычную культуру, которая была у них повсюду: на производстве, в быту, на отдыхе. А уж опосредованно ее внедрению содействовал европейский капитал, и прежде всего – немецкий.
Первыми иностранными рабочими, прибывшими в 1897 году на строящийся Краматорский завод, стали несколько столяров (модельщиков) и один литейщик. Это были польские мастеровые. В начале XX века в Краматорскую приезжают немцы, затем - чехи. С каждым годом их становилось все больше и больше. К 1913 году на заводе КМО трудятся 220 служащих (в т.ч. 46 инженеров). Почти каждый 9-й из них – иностранец. Невидимые ниточки, во многом определявшие жизнь в Краматоровке после 1902 года, тянулись из Варшавы. Там размещалась штаб-квартира правления КМО. Некоторых начальников-немцев рабочие откровенно недолюбливали. За высокомерие, строгость и требовательность. Крайне негативные чувства вызывал у рабочих коммерческий директор Эмилий Протце (немец), в чьем доме, известном как “Вилла Протце”, ныне размещается 1-е отделение милиции (это здание, выполненное в псевдоготическом стиле, расположено в Старом городе, позади ДК им. Ленина). Эмилия Эмильевича мастеровые настойчиво требовали уволить с завода. Их желание сбылось, но лишь после октября 1917-го.
По данным переписи, в 1928 году население п.г.т.Краматорская насчитывало 12305 человек, из них немцы - 160 человек. И все-таки ведущую роль в судьбе завода КМО сыграли поляки. Некоторые из них, оказавшись на заре XX века в Краматорской, дали ощутимый толчок развитию нашей истории, и мы по праву должны ими гордиться. Прежде всего, конечно, речь идет о Михаиле Курако и Людовике Гужевском.
Европейцы... Благодаря им уже к 1917 году в облике Краматорской произошло множество перемен. Помимо завода КМО, здесь возник построенный бельгийцами цементный завод. За полтора десятка лет население поселка возросло на несколько тысяч человек. В нем появились двух- и трехэтажные дома, большая современная больница, заводская школа, кинотеатр, стадион, электрическая станция и станция междугородной телефонной связи.
В перечне имущества Краматорского завода значились аптека и амбулатория. Указана дата постройки первой краматорской аптеки - 1897 год. Что касается упомянутой амбулатории, то она, хотя и с некоторой оговоркой, но тоже может быть названа первой больницей Краматорска. Год ее открытия тот же - 1897-й. Более современная больница на территории Краматорска появилась, по всей вероятности, не позднее весны 1878 года
Денежное обращение в стране периода первой мировой войны, революции, а затем гражданской было нарушено. По этой причине повсюду стали выпускать местные деньги. Денежные суррогаты печатали города, заводы, шахты, кооперативы, генералы и даже “батьки”. Как это ни удивительно, однако Краматоровка в истории денежного обращения бывшей Российской империи тоже заняла свое особое место.
Осенью 1917 года правление КМО стало весьма остро ощущать дефицит денежной массы для расчетов с рабочими и инженерно-техническим персоналом. И тогда у дирекции созрела идея выпустить временные денежные знаки предприятия, достоинством 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей. Бумага дензаков КМО имела защиту - водяные знаки. Но что с того? Ведь за ними не было ни грамма золота! Метла времени должна была смести “бланки” навсегда. Но спасибо коллекционерам – сберегли.